Церковь в деревне Монастырь
Эта церковь находится в деревне с очень интересным названием – Монастырь, на северо-западе Пермского края, в Коми-Пермяцком округе.
Собственно деревни-то уже не существует. Заброшенная церковь, заброшенное село, малодоступные места, дороги только для внедорожников.
В 1910 году в д. Монастырь была построена церковь Николая Чудотворца.
Она украшен многочисленными декоративными элементами, изящными слуховыми окошками на шатре и т.д. Представляет собой пятиглавый трапезный храм с шатровой колокольней.
Церковь Николая Чудотворца была построена на деньги Стефана Абрамовича Лихачева — купца-лесопромышленника. Говорят, что таким образом он хотел увековечить свое имя. В газете «Пермская жизнь» в начале 20-х годов прошлого века язвительно писали: «заработав огромное богатство на угнетении местного населения, этот обезумевший буржуй для удовлетворения своих амбиций, вколотил деньги в церковь, для ещё большего одурманивания людей». А в эту церковь стекались люди 20-ти окрестных деревень!
Пока не пришла беда. Во время гражданской войны д. Монастырь оказалось в самом водовороте событий. Здесь размещался временный штаб армии Колчака.
Когда новое большевистское правительство узнало о продвижении Колчака на север, то срочно направили в эти места дивизии Фрунзе и Блюхера. Страшный бой произошел в 2 км от д. Монастырь. В месте, которое называется Частые Лога. Там до сих пор видны окопы с тех самых событий. А около деревни Плёс гора так и называется - Солдатская. Вся земля около с. Монастырь залита кровью и белых, и красных.
После гражданской войны церковь Николая Чудотворца закрыли, и она стояла пустой до 1925 года. Тогда 325 человек подписали прошение с просьбой разрешить службы. Разрешили вроде бы, но заставили подписать странный договор. Договор заключался в том, что жители не будут говорить о боге, и не будут учить детей и внуков молиться. Спрашивается, а зачем тогда церковь? Тут надо сделать небольшое отступление. История Коми-Пермяцкой земли — это история гонений и ссылок, и в советское время она получила свое продолжение. Еще наверное, живы те, чьи семьи были сосланы сюда в годы репрессий. А ссылались сюда семьи поляков, поволжских немцев, крымских татар. И сейчас еще остались остатки тех поселений, например в пос. Керос. Для них, оторванных от родной земли, наличие храма, даже при таких условиях было, как лучик надежды.
В 1930 году церковь Николая Чудотворца закрыли во второй раз. Сбросили колокола и кресты с куполов. Растащили иконы, часть передали в Пермь, часть находится в Гайнском музее.
Священник Апполинарий Лихачев и псаломщик Степан Черемухин уплыли вниз по реке на плоту вместе с семьями и имуществом. А люди стояли на берегу и плакали. Здесь, в этом месте Кама течет в её естественных берегах, с поймами и возвышенностями. И плоты с берега было видно долго, и люди не расходились, пока маленькие точки не скрылись на горизонте. Потом, как по накатанной дороге, в церкви был и клуб, почта, склад.
А в годы ВОВ церковь стояла пустая, и люди брали свои личные иконы, несли в пустую церковь и молились. Во время войны многие храмы открыли вновь, но церковь Николая Чудотворца открыть не разрешили.
В 90-е наступили лихие времена, кто-то содрал с крыши церкви железо, из-за этого бревна с потолка и часть крыши обвалились. И стоит она теперь вот такая. Но все еще красивая, все еще овеянная духом старины…
Но до сих пор, в ней чувствуется какая-то сила. И вера в то, что когда-нибудь её восстановят…